Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Выставка «Произведения Г. С. Верейского. Сокровища графики»


Гордостью Республики Хакасия является коллекция антикварной мебели, живописи, графики и скульптуры XVI-XIX вв., завещанная Ириной Николаевной Карачаковой - Картиной Хакасскому областному управлению культуры. В коллекции И. Н. Карачаковой - замечательного скульптора, коллекционера и мецената 108 произведений живописи, скульптуры и графики.

Отмечая 100-летнюю годовщину со дня рождения дарителя, Хакасский национальный музей открывает свои «сокровищницы» и представляет вниманию шесть гравюр Георгия Семеновича Верейского из коллекции Ирины Николаевны Карачаковой. Самая ранняя работа – городской пейзаж, датированная 1937 годом, выполненная в технике офорта. (Рис.1) Верейскому посчастливилось сказать новое слово в пейзаже и, прежде всего, в городском пейзаже. Работа Верейского, посвященная Ленинграду, открывает нам воспетый многими художниками город с другой стороны. Ленинград Верейского – это не только величественный памятник русской архитектуры – это город людей, живой и пульсирующий. Город, в котором люди рождаются, растут, учатся, влюбляются, страдают, умирают.  По мокрому ленинградскому снегу едет черный автомобиль, которого метко окрестили «воронком». 1937 год, год создания произведения, для жителей бывшего СССР стал нарицательным понятием, символом большого террора, бессмысленного и беспощадного конвейера арестов, пыток, судилищ и расстрелов. За тот год было уничтожено около 350 тыс. человек - в 315 раз больше по сравнению с предыдущим 1936-м. Примерно такое же количество отправлено в лагеря за «контрреволюционные преступления». Однако параллельно с кровавой вакханалией в стране каким-то образом продолжалась повседневная жизнь с её радостями и заботами, газетные отчёты о судебных процессах густо перемежались с сообщениями о новых успехах социалистического строительства и подвигах отважных лётчиков. Перед вами небольшой офорт, емко иллюстрирующий эту противоречивую историческую ситуацию, которую с изумительной психологической точностью смог рассмотреть и передать Георгий Верейский. 

Пейзажи Георгия Семеновича отличает ясная, целомудренная чистота чувств, они буквально сияют своей светоносностью. Таким является пейзаж, изображающий берег реки, это второй и последний пейзаж Верейского из наших фондов (рис.2). В правом нижнем углу находится авторская подпись: Г. Верейский 1951 г. Характерной чертой пейзажных работ Верейского является пронизывающее их лирическое чувство. Художник сумел охватить и передать тонкое, переходящее, бесконечно меняющееся состояние природы, наполнить его человеческим теплом. Вот как пишет о пейзажах Верейского народный художник СССР Д. Шмаринов: «…посмотрите, какие сложные пространственные задачи ставит перед собой художник, как он умеет «положить» плоскость земли или «прощупать» сложную пластику холмистого мотива, как  умеет найти очень обобщенный, но всегда жизненно – трепетный силуэт дерева, на фоне неба, как умеет намеком передать тончайшие детали»[1]                                                                                                                    

Однако делом жизни Г. С. Верейского было создание удивительной по широте охвата галереи портретов его современников, представителей самых различных слоев советского общества. «Основное, что меня привлекает в работе над портретом, говорил художник, - это мысли и чувства человека, его ощущения, сознание и психология…».  Георгий Семенович выработал свой метод работы над портретом. Он тщательно изучал свою модель, пристально наблюдал человека в повседневной жизни, делал множество набросков и зарисовок. Во время сеанса Верейский, «…несмотря на свою собранность и сосредоточенность, свойственные ему в работе, всегда разговаривал с позирующим и не возражал, если тот много говорил. Для него важно было, чтобы человек забыл о том, что позирует, был бы самим собой, важно было уловить не только характерные черты, но и их изменения и сочетания».[2]  В портрете пожилого человека, находящегося в фондах музея, который датирован 1938 годом, мы видим, как тонко художник может раскрыть сложную внутреннюю жизнь человека (рис.3).  В портрете сквозит какая-то душевная усталость, задумчивость. Работая над данным портретом в технике офорта, художник ищет и находит новые изобразительные возможности и композиционные решения, продиктованные ему задачей раскрытия данного характера.

Для более полной передачи образа портретируемого Верейский использует технику травленый штрих  -  гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто - офортом[3]. Эта техника в оттисках позволяет достигать разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые средства выразительности, как по характеру линий, так и в фактурности, тональной глубине широкого диапазона. Художественное качество произведений значительно возрастает, когда художник изображает людей, близко ему знакомых. Вероятно, к таким произведениям относятся последние три портрета из коллекции, переданной нам И. Н. Карачаковой. Первый портрет – портрет школьницы, датированный 28.08.1952 года (Рис.4). Тонкость и теплота моделировки лица девушки и обобщенность форм свидетельствуют о внимательном изучении Верейским традиций русского графического портрета и, в частности, рисунков В. Серова.

В другом портрете арсенал изобразительных приёмов, которым блестяще владел Верейский, подчинен у него объективной передаче натуры лица модели, ее настроения и внутренних переживаний. Таков портрет девушки с косами, датированный 1954 годом (Рис.5). Здесь линия становится не только формообразующим, но и образно – выразительным и эстетическим элементом.  Вероятно, данная модель была хорошо знакома Георгию Верейскому, потому высокое мастерство исполнения и неподдельный интерес к модели видны в каждой линии и штрихе художника. Последний портрет Г. С. Верейского из фондов Хакасского национального музея имени Л. Р. Кызласова – портрет молодой женщины датируется 1960 годом (Рис.6). Портрет был написан за два года до смерти художника.  В портрете просматривается образ человека, которого Георгий Семенович хорошо знал. Эта молодая женщина могла быть членом семьи, коллегой. Иными словами, эту девушку художник знал, чтобы иметь возможность представить не только внешний, но и внутренний ее мир. В данном рисунке художник предельно экономен, тщательно продумывает каждую линию, отбрасывая малейший штрих карандаша или пера, который не служит созданию образа. Каждый из четырех рассматриваемых нами портретов Верейского - это рассказ о человеке и о его духовном мире.                           

Куратор проекта Ольга Ахремчик.

[1] Богино Л. К. Георгий Верейский акварели, рисунки альбом Советский художник, 1973, Москва
[2] Из неопубликованных воспоминаний сына Г. С. Верейского – художника О. Г. Верейского.     
[3] Большая советская энциклопедия под ред. Б. А. Введенского. Т. 31, изд. 2. Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия» 1955, С. 453.

Биография классика советской графики Г. С. Верейского.

Г. С. Верейский – один из лучших советских графиков, литограф, офортист, мастер портрета и пейзажа по праву считается продолжателем классической традиции в отечественном искусстве XX века. Его творчество складывалось в художественной среде дореволюционного Санкт – Петербурга. Ученик М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева и А. П. Остроумовой – Лебедевой, он тесно общался с художниками объединения «Мир искусства». Родился в 1886 г. в г. Проскуров (Украина) в семье предпринимателя. В девятнадцать лет был арестован за участие в революционном движении, а затем выпущен на поруки, после чего эмигрировал. С 1911 г. обосновался в Петербурге.  Сотрудничал с журналом «Театр и искусство». После 1917 г. работал в отделе гравюр Эрмитажа (1918–1930), преподавал в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) (1918–1922), Высшем институте фотографии и фототехники (с 1918), ЦУТРе (1918–1919), ВХУТЕМАСе (1921–1923), в созданной им Экспериментальной литографской мастерской (Ленинградское отделение Союза художников — ЛОСХ; 1937–1940). Умер в Ленинграде в 1962 г.        

Еще девятилетним гимназистом Верейский начал заниматься в частной студии Е. Е. Шрейдера. Основным принципом системы обучения и образования в его студии была работа с натурой. Это выглядело провинциально старомодно на фоне разнообразных новейших авангардных тенденций в европейском искусстве. Но именно это, старое как мир, представление об искусстве навсегда стало основой и главной характерной особенностью Верейского. Из неопубликованных воспоминаний художницы Т. Жермунской, близко знавшей Г. С. Верейского в последние годы его жизни: «Его глубочайшей культуре и редкой эрудиции, казалось, не было предела. Но он не только никогда не кичился своими громадными знаниями, наоборот, как человек большой простоты делился с нами, учениками и товарищами, совершенно запросто, мимоходом. Его эрудиция словно изливалась на нас в каждом разговоре, самом мимолетном – через два слова сыпались драгоценные мысли об искусстве».[1]  


[1] Богино Л.К. Георгий Верейский акварели, рисунки альбом. Советский художник, 1973, Москва




Смотреть еще