Два выдающихся художника – два несокрушимых сибирских кедра своими корнями прочно стоят на хакасской земле, олицетворяя мощь и силу таланта. Чтобы понять душу народа, нужно послушать его национальные напевы, познакомиться с легендами и героическим эпосом, увидеть произведения, созданные его лучшими скульпторами и художниками. Владимир Александрович Тодыков и Ричард Иосифович Субраков, оба хакасы по национальности, с детства слушали сказки и сказания старых хайджи, которые пели о сильных и смелых богатырях, защищавших свою землю и противостоящих злу.
Оба мальчика замирали от сладкого ужаса, когда представляли превращенного проклятьем в камень Хулатая и похваляющегося кровавой победой Юзут – Хана. Став большими художниками и сохранив при этом живое, непосредственное детское впечатление, Ричард Субраков и Владимир Тодыков визуализировали сильной и верной графической линией свои детские образы, которые стали понятными и родными для всякого, кто обращается к хакасскому эпосу. Хан Мерген и Алтын Арыг, богатыри и богатырши, защищавшие родную землю от коварных захватчиков - вот герои хакасских эпосов. Эти истории о подвигах передавались из уст в уста сказителями – хайджи.
Сказания исполнялись с вечера и до утра. Героические сказания хакасов называются «алыптых нымах» или «чалых нымах», т. е. «сказания о воинских подвигах богатырей». Их объем составляет от 1,5 тыс. до 30 тыс. и более стихотворных строк. Традиционная форма исполнения - горловое пение (хай) в сочетании с речитативной декламацией под аккомпанемент щипковых народных инструментов хомыса или чатхана.
Наиболее известные героические сказания: «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Палазы чох Ах Хан», «Алтын Чюс», «Ики ах ой хулун», «Чабал Ах Хан» и др. Знаменитые мастера-сказители: П. В. Курбижеков, С. П. Кадышев, М. К. Добров, Е. Н. Кулагашева, С. И. Созыев, А. С. Бурнаков, Н. А. Попияков, Н. А. Абдин, В. С. Тюмереков, Д. А. Сазанаков, А. И. Янгулов, И. С. Абжилаев и др.
Твой век, Хулатай, добротою отмечен.
Тебе не к лицу неразумные речи!
Не о этом, сынок, у тебя забота.
Слава не в каждые ходит ворота.
Не в каждую юрту заходит счастье.
Не каждый под крышей сидит в ненастье.
Поживешь на земле - и увидишь, что много
Людей без крова бредут по дорогам.
Поживешь - и увидишь, что горе и голод,
Злые болезни, нужда и холод
Людям простым не дают покою.
Подумай об этом - и сердце заноет...
Я стар и хочу, чтобы сын мой любимый
Сторожил от набегов наш край родимый,
Чтоб каждому роду главою он стал,
Чтоб мысли и правде просторы он дал,
Чтоб славой народ свой навек увенчал...»
Хакасия – это удивительное по красоте место, где присутствуют все природно–климатические зоны (за исключением пустынь). Тайга и горы, тундровая зона и широколиственные леса и, конечно же, степь. Несмотря на то, что степь в Хакасии занимает лишь около 20% территории, ее визуальные образы столь сильны, что, начиная с III тыс. до н.э., художники запечатлевали ее на плоских каменных поверхностях скал вдоль берегов рек Тубы и Енисея.
Сильные и справедливые герои былинных сказаний, их верные кони, прекрасные и мудрые подруги с тысячами косичек по плечам, ковыльные степи и таинственные горные вершины – эти вербализированные хайджи образы превратились, благодаря таланту и мастерству художников Владимира Тодыкова и Ричарда Субракова, в образы графические. Твердой и смелой линией пера и туши, сотканные из воспоминаний далекого, полного сказочных чудес детства, живут сегодня и учат нас любви, доброте и справедливости.
Владимир Александрович Тодыков родился 17 марта 1938 года в селе Чаптыково Бейского района Хакасской автономной области. В 1963 году закончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова.
На развитие его художественных способностей повлиял окружающий мир: окрестности родного села, степные просторы с древними курганами, скалистые горы, парящие над ними орлы. Рисовал он всегда, сколько себя помнил. С малых лет он слушал героические былинные сказки деда. Эти сказки развивали фантазию, пробуждали интерес к истории, эпосу своего народа. Все оказало благотворное влияние на будущего художника.
В 1964 году В. А. Тодыков начал свой творческий путь в Хакасском отделении Красноярского книжного издательства, там же выбрал свое творческое направление - книжную графику. Им иллюстрированы и оформлены детские художественные книги, учебники на русском и хакасском языках. Большое место в его творчестве занимала иллюстрация хакасских героических сказаний. Для этого ему пришлось изучать этнографию, историю, археологию и фольклор хакасского народа. Эта плодотворная работа позволила В. А. Тодыкову создать свой стиль, индивидуальное видение героев. В сказаниях художник почувствовал духовную красоту народа, его мужество, стойкость в борьбе с иноземными завоевателями, местными ханами и баями. Реалистичные и сильные образы его героев изображены на фоне традиционного хакасского степного пейзажа. В выражениях лиц героев, в их позах определяется настроение, характер каждого. Из года в год оттачивалось мастерство Владимира Александровича. Об этом свидетельствуют композиции его рисунков и точность штриха. Всего В. А. Тодыковым проиллюстрировано 65 книг.
Владимир Тодыков был разносторонним художником - он занимался живописью, графикой, прикладным искусством: чеканкой и резьбой по дереву. В живописи он отдал предпочтение портрету, им написаны портреты знаменитых людей Хакасии – современников художника. Чеканные работы В. Тодыкова украшают Абаканский дворец бракосочетания и городской рынок, а две резьбы по дереву размещены в кафе-юрте на курорте «Озеро Шира».
Владимир Александрович постоянно участвовал в областных, краевых, зональных и всероссийских выставках. Его работы экспонировались во Франции, Люксембурге, Бельгии, Монголии. Персональные выставки, проходившие в Абакане, явились своеобразным творческим отчетом перед земляками. Кроме этого, В. А. Тодыков разработал эскизные проекты экспозиций Хакасского краеведческого музея, 4 зала музея оформлялись под его руководством и получили высокую оценку специалистов музейного дела.
С 1968 года Владимир Александрович принят в члены Союза художников СССР. Удивительное творчество художника Тодыкова является свидетельством его таланта и богатым духовным наследием для потомков. Он - основоположник этнического стиля в изобразительном искусстве хакасов. Формирование национального своеобразия хакасского изобразительного искусства связано, прежде всего, с творчеством В. А. Тодыкова. Ему принадлежит бесспорная заслуга в разработке национального изобразительного стиля, постижении сути национальной образности и духовной щедрости своего народа.
Р. И. Субраков – известный хакасский график, член Союза художников России с 1995 года, родился 12 февраля 1941 года в с. Казановка Аскизского района. В 1957 году, после окончания Аскизской средней школы, Р. И. Субраков поступает на живописно – педагогическое отделение Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова.
В 1970 году он впервые принял участие в выставке, посвященной 40 –летию Хакасской автономной области в г. Абакане. В 1973 -1978 гг. Р. Субраков работает художественным редактором в Хакасском областном книжном издательстве, является иллюстратором многих школьных учебников и художественных книг: А. Мусатов «Зеленый шум», «Мика и Поко», И. Г. Доможаков «В далеком аале», Ф. Бурнаков «Небесный огонь». Ричардом Субраковым были подготовлены иллюстрации к героическим сказаниям: «Кок Хан», «Хан Мерген», «Хубан Арыг», «Хакасские мифы и легенды» и др. Фантастические личины на каменных изваяниях, подножие которых ласкают седые космы ковылей и распластанные на ветру конские гривы. Топот табунов, сотрясающий курганы, и булатный звон смертельной битвы. Кони, поднявшиеся на дыбы, и ожесточенные лики воинов, устремивших друг на друга заостренные копья. Выпукло, мощно прописаны фигуры коней и всадников. Можно разглядеть любую деталь одежды и узоры на седлах коней, украшения ножен кривых мечей и чеканку на щите одного из противников. Глухие звуки бубна. Пляска шамана. Лицо этого немолодого, но сильного человека, избороздили глубокие морщины. Вверх устремляются клубы дыма, в которых с гортанными криками носятся черные вороны. Все это графические работы Р. И. Субракова. Творчество художника питают сюжеты древних хакасских преданий. Его работы – эпос, выраженный смелой графической линией. Художник редко изображает веселые лица. Его не привлекает выражение безмятежной радости и покоя. Герои Ричарда Субракова высвечены в момент высокого духовного подъема, с суровым спокойствием принимающие свою ответственность за судьбы Родины и народа. Торжественным трагизмом наполнены образы созданных им легендарных богатырей.
Работы художника вобрали в себя важнейшие достижения графики и книжного искусства Хакасии последних десятилетий. В творчестве Р. И. Субракова духовное богатство эпоса обрело видимую форму. Оно навсегда стало неотъемлемой частью духовной культуры хакасского народа. Приобщение к хакасскому фольклору через музыкальные произведения, стихи или графику Р. И. Субракова дает ощущение причастности к древним историческим и культурным корням, учит понимать и любить красоту природы хакасской земли. Особая точность штриха в изображении природы вызывает чувство восхищения и гордости за красоту этой древней земли, трепетное, уважительное отношение к природе, ощущение себя как части целого.
Древний эпос народа, выраженный линией, возвращает нас, людей сегодняшнего дня, к утраченной остроте чувства радости от единства человека с природой, напоминает о недопустимости нарушения гармонии жизни между людьми и природой. Так художественный героический мир и богатство чувств становятся философским откровением о неделимости мира.