Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

«Петербург в графических произведениях А. П. Остроумовой – Лебедевой»


Выставка

«Петербург в графических произведениях А. П. Остроумовой – Лебедевой»

В коллекции Хакасского национального музея хранится наследие Ирины Карачаковой - замечательного скульптора, коллекционера и мецената. В прошлом, юбилейном для Ирины Карачаковой году, мы начали серию выставочных проектов, направленных на публикацию наследия «последней принцессы Хакасии». Продолжая начатую работу, предлагаем вам ознакомиться с недоступным ранее фондовым собранием графики. Графические произведения А. Остроумовой – Лебедевой из коллекции Ирины Николаевны экспонировались редко, что связано с высокой чувствительностью графики к свету.                 

В коллекции И. Н. Карачаковой находится серия из 12 литографий Анны Петровны Остроумовой – Лебедевой и оглавление, выполненное самим автором. Работы - образы вечно прекрасного города на Неве.

Анна Петровна Остроумова – Лебедева (1871 – 1955) принадлежит к поколению художников, сложившихся задолго до Октябрьской революции. В советское искусство она пришла уже опытным и зрелым мастером. Имя художницы приобрело известность еще в начале ХХ века. К этому времени относятся ее первые значительные произведения, исполненные в технике гравюры на дереве. Они принесли автору заслуженную славу и определили в дальнейшем страстное увлечение искусством тоновой и цветной ксилографии. Остроумова – Лебедева сумела придать гравюре на дереве подлинную художественную выразительность. Избрав главной темой творчества изображение города на Неве, она с большим поэтическим чувством запечатлела его картины и образы, прошлое и настоящее, его вечно живую историю. Как впоследствии вспоминала художница в «Автобиографических записках», она стремилась вывести русскую гравюру из служебного, ремесленного состояния, в котором та очутилась в конце XIX века, и превратить ее в высокое искусство, подобное гравюре прошлых эпох.

В 1922 году Комитет популяризации художественных изданий предлагает ей сделать двенадцать литографированных видов города (они-то и есть в нашей коллекции) для публикации их в специальном альбоме, названном «Петербург». Анна Петровна с готовностью принимает предложение – у нее лежит масса набросков, сделанных во время многочисленных прогулок по городу. Привлекает ее сама возможность массовой публикации большой серии пейзажей города, заманчиво также вновь попробовать силы в литографии, которая тогда обрела весьма широкую популярность, заменяя дорогостоящие цинкографские клише. С пейзажем Петрограда первых лет революции связана эта большая серия работ Остроумовой. Техника - литография, редко встречающаяся в ее творчестве. Альбом литографий Остроумовой существует в двух вариантах: несколько экземпляров она раскрашивает, слегка трогая листы акварелью, остальные экземпляры остаются черно-белые – более выразительные. К их числу относятся и листы из коллекции И. Н. Карачаковой.

Анна Петровна Остроумова – Лебедева (1871 – 1955)

Русский гравер и живописец, Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР.

Родилась в Петербурге, училась сначала в классах Центрального училища технического рисования барона Штиглица, (где познакомилась с техникой гравюры на дереве под руководством В. В. Матэ), затем, с 1892 года – в Академии художеств, в т.ч. в мастерской И. Е. Репина. А. П. Остроумова - Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной художественной гравюры на дереве.

Входила в состав творческого объединения «Мир искусства». Следуя традициям русского лирического пейзажа и исходя из непосредственного наблюдения натуры, художница создавала оригинальные, проникнутые тонким поэтическим чувством гравюры и акварели, посвященные родной природе и, особенно, Петербургу и его окрестностям.

Гравюры А. П. Остроумовой – Лебедевой отличаются ясностью композиции, четкостью линий, богатством и естественностью колорита, мастерством художественного обобщения. 

Остроумовой – Лебедевой выполнен ряд пейзажных литографий, а также гравюры для книг о Петербурге и Павловске.

Во время Великой Отечественной войны Анна Петровна оставалась в осажденном Ленинграде, продолжая работать и участвовать в общественной жизни города. Вдохновенный труд гравера и акварелиста сделал ее произведения подлинной классикой отечественной художественной культуры.

Автор проекта Ольга Ахремчик


Смотреть еще