Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Скотоводство


Богатство хакасских номадов

Скотоводство является основной отраслью хозяйства хакасов на протяжении многих веков, вплоть до наших дней.

Богатство хакасского населения определялось наличием табунов и  количеством скота. Основными видами скота были лошади, крупнорогатый скот и овцы. 

Наиболее значительное место в жизни хакасов занимало коневодство. Лошадь использовалась как верховое и вьючное животное, а также для получения молочных продуктов. Из шкур изготавливали различные предметы домашнего быта. Конские волосы использовались на охоте и рыболовстве, а также из них свивали арканы. Транспортом служили сани, телега и волокуши. В фольклоре хакасского этноса конь выступал всегда верным другом и спасителем хозяина. На лошадях можно было в день преодолеть  от 50 до 100 км, а также везти воз в 400 кг до 30 км.

 

Баи предпочитали разводить коней определенной масти, что отразилось в хакасском языке. Всего названий оттенков мастей лошадей насчитывалось до 90. Кони ходили  косяками от 15 до 30 голов во главе с одним жеребцом. Они паслись круглый год на подножном корму вдали от аала за 10-15 км. Зимой добывали себе корм, разгребая снег глубиной полметра. При нападении волков лошади защищали себя, образовывая круг. Молодняк находился в центре, другие становились головой к центру для того, чтобы задними ногами отбиваться от зверей. Жеребец как охранитель косяка оставался вне круга, и один выступал против стаи хищников.  В табуне лошадей ловили при помощи лассо - «урух» или укрюка - «ур агас», который представлял собой длинный тальниковый шест с закрепленной петлей аркана на конце. Рабочих лошадей зимой содержали на подножном корму, а чтобы они не ушли в открытую степь, их привязывали к колу. Для одного коня около аала устанавливали 40 таких кольев, на расстоянии двух арканов друг от друга, а начиная со второй половины XIX в. заготавливали для одного поголовья один стог (улам) сена из 50 копен.  Рабочих лошадей стали держать на открытых и полукрытых скотных стойлах. Летом рабочую лошадь на ночь отпускали пастись в путах или привязывали арканом к колу. Доение кобылиц производилось три раза в день подпуском жеребят. До XIX в. наиболее распространенным молочным напитком являлся кумыс.

 

Коневодство было напрямую связано с играми и развлечениями хакасов. Во время праздников устраивали конные скачки со значительным пари. Это являлось одним из основных развлечений хакасских баев. Клички коням давали по внешнему виду (масти). Например: белолобый (хасха), рыжый (позырах) и др.  Весной в конце апреля и начале мая, до наступления жарких и знойных дней, производилась обработка лошадей. Им обрезали гривы и хвосты, ставили тавро. Молодых жеребцов, 1,5-2 годовалых, кастрировали.

Немаловажное место в жизни хакасов занимало разведение крупнорогатого скота. Крупный рогатый скот держали как для мяса, так и для получения молочных продуктов.  Молочные блюда были основой летнего рациона, и  всего их насчитывалось до 40 видов. Из шкур скота шили одежду и обувь, также изготавливали предметы домашнего обихода. Весной коров выпускали пастись в поле на прошлогоднюю траву. Летом скот находился под присмотром аального пастуха. С осени скот выпускали пастись на поля со скошенной травой - отаву. Доение производилось два раза в день: утром и вечером. Молоко до конца не доили, оставляли теленку. С развитием сенокошения для прокорма одной коровы заготавливали один стог сена в 30 копен. Скот содержали в полукрытых и крытых стойлах. Для случки скота в стаде отбирались 2-3 крепких и рослых племенных быка. Другие бычки весной подвергались кастрации. Крупный рогатый скот, как и лошадей, забивали способом «чулумнеп» - ударом ножа в затылок под первый шейный позвонок.

Овцеводство являлось третьим основным звеном в хозяйственном цикле хакасов. Баранина у коренного населения Хакасии является одним из излюбленных блюд. Из овечьей шерсти изготовляли войлок, который широко применялся в домашнем быту.   Хакасы искусно отделывали овчину, которая служила одним из основных материалов для шитья зимней одежды. Местные овцы обладали плотной шкурой и жесткой черной шерстью. Отары овец круглый год паслись на подножном корму. В них могло насчитываться около тысячи голов. Каждый хозяин на уши овце наносил свои метки в виде  вырезок.  Сдаваемых и принимаемых овец считали при помощи деревянной счетной палочки «киртiк». Начиная со второй половины XIX в. небольшое количество овец содержали в стойле. Для прокорма 10 овец необходимо было заготовить на зиму стог сена в 50 копен. Богатые нанимали для себя чабанов на год, а середняки - на лето. Весной во время окота за овцами ухаживали сами хозяева и члены их семьи, так как они не полностью доверяли чабанам. В некоторых случаях баи нанимали за присмотром ягнят детей бедняков. Во время падежа крупнорогатого скота начинали доить овец. Забой мелкого рогатого скота на мясо производился способом «озеп» - разрезали диафрагму и разрывали аорту, проходящую вдоль позвоночника. Согласно представлениям хакасов, запрещалось забивать животное на голодный желудок. При забое скота голову разворачивали в сторону захода солнца и произносили: «Тебе грех, а мне пища!».

До начала ХХ в. в домашнем хозяйстве хакасов козы и свиньи практически не держались. Из-за блеянья козы и рытья земли свиньями их относили к дьявольским созданиям Ирлик-хана.

Скотоводство как основная отрасль хозяйства на протяжении многих столетий являлась основой в социуме хакасского аала.