Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Национальный костюм


Национальный костюм

Национальный костюм является ярким проявлением традиционных элементов этнической культуры.

Одежда - это и способ адаптации к окружающей среде и хозяйственному укладу. Не в меньшей степени она является отражением мировоззренческих ценностей и проявлением эстетических вкусов этноса.

Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда - шелк, парча, плис (черный бархат), ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор, которые находятся между собой в гармоничном сочетании. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, принадлежности к служителям культов, мастерстве изготовителя одежды.

 

Основным видом нательного белья у хакасских мужчин являлась рубаха, а у женщин - платье. Рубаха и платье были одинакового покроя - широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. Рубаха была длиной до половины бедра, без вышитых орнаментов. На ней не было клиньев посредине спинки, обшлага и наплечники шились из той же ткани, что и сама рубаха. Платье закрывало женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. Полики, обшлага и подол женского платья делались из другой ткани. На них вышивался национальный растительный орнамент. (Рис. Женский и мужской национальный костюм)

Помимо рубахи, мужской летний костюм состоял из штанов, кожаных сапог, халата, войлочной шляпы. Обязательным атрибутом являлся пояс, к которому прикреплялся нож в ножнах и огниво.

К женскому костюму предъявлялось больше требований в зависимости от семейного и возрастного статуса владелицы. Характерным признаком замужних женщин у народов Центральной Азии являлась безрукавка «сигедек», носимых поверх халатов и шуб. Молодые женщины носили распашные кафтаны из черного сукна и плиса.

Летние головные уборы были представлены у мужчин войлочными шляпами черного цвета, а у женщин платки с подгибом «курее» и белые колпаки - «ах порiк» (на севере Хакасии). Обувь, носимая в теплое время года, в основном изготавливалась из кожи. Женские сапоги украшались орнаментами из бисера, мишуры или золотых нитей и выглядели очень эффектно.

 

Зимняя одежда мужчин и женщин состояла из шуб, меховых головных уборов, расписных овчинных рукавиц. Шубы («тон») были различными. К мужским относились «ах тон», «кобicкек», «содан тон» и некоторые другие. К женским - «суу тон» (повседневная), «чаха» (доха), «купейке» (парадная шуба, покрытая черным плисом и меховой опушкой), «хат эннiг тон» (наиболее нарядные и почетные), «идектiг тон» (обрядовая шуба свах). (Рис. Зимняя шуба)

Зимние головные уборы изготавливались из меха пушных зверей - соболя, бобра, рыси и др. Среди мужских шапок следует отметить наиболее дорогие - «камчат порiк» и «кiс порiк», стоившие одного коня. Они были круглой формы, с околышем шириной в 15 см. Можно упомянуть и малахаи из рысьего меха, известные еще с XVII века, когда их носили знатные кыргызские князья, в том числе и национальный хакасский герой Иренак-пиг. Простые хакасы носили круглые шапки «хурусха порiк» из мерлушки.

К числу женских зимних головных уборов относятся обыденная мерлушковая - «тумах», праздничные «чапых», носимые замужними женщинами (с околышем из меха и околышем из мерлушки), свадебные - «сахпа» или «тагайах». Самобытной является шапка свахи «тулгу порiк», которая, согласно хакасскому фольклору, бытовала с древних времен.  Высокие поля шапки «тулгу порiк» делались в виде кокошника с разрезом позади, а на их лицевой части нашивались полосы  меха лисы или выдры.

Нарядным дополнением к женскому костюму являлись длинные сумочки «iлтiк» (для замужних), украшения-кошельки «нанчых» (для молодых девушек и невест), игольники, кисеты.

Одежда в традиционном мировоззрении не просто согревает и украшает тело человека, но еще и оберегает его, становится его продолжением, в том числе и на духовном уровне. В связи с этим в отношении одежды было немало предписаний, примет и запретов. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые "хут сыынчан" - место притяжения души человека. Запрещалось ходить в порванной, а тем более в обгорелой одежде. Нежелательным действием была продажа личной одежды, поскольку могло уйти счастье. Нельзя было подавать одежду, вывернутую наизнанку. Прежде чем надеть новый костюм, его обязательно окуривали богородской травой. Женщинам запрещалось надевать мужскую одежду, садиться на нее или перешагивать. В противном случае мужчина мог заболеть. Шапку нельзя вертеть, класть на стол, наступать на нее ногой, а также надевать сразу две. Обувь необходимо класть на бок (но, ни в коем случае, подошвой вверх). Запрещалось ходить в одном сапоге и т.д. Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых), считавшимися хранителями души чел. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы.

Хакасская традиционная одежда в массовом отношении была вытеснена европейским костюмом во второй четверти ХХ века. Во второй половине прошлого века и на сегодняшний день национальный костюм надевается в основном на семейные торжества, а также на национальные праздники - «Тун Пайрам», «Чыл Пазы». Изготовлением национальной одежды продолжают заниматься мастерицы, поскольку интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает.