Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Этногенез


Древний и молодой народ

Географические особенности и четко очерченные границы превратили долину Среднего Енисея в своеобразный «этногенетический котел».

К этому следует добавить, что горные хребты вокруг Минусинской котловины создавали относительную изоляцию местного населения от других районов Центральной Азии, что отразилось на этническом самосознании местного населения. Хакасско-Минусинский край - территория, отличающаяся пестротой ландшафтов, что влияло на процессы этногенеза.

Процесс формирования хакасского этноса уходит своими корнями в предтюркскую эпоху. Свидетельством этого служат антропологические материалы, данные археологии, исторического фольклора, топонимики и этнонимики. Формирование этнической  базы современных хакасов начинается в хунно-сарматское время после прихода на территорию Саяно-Алтая с территории Центральной Азии ряда этнических групп тюркоязычных гянь-гуней и хуннов. В это время происходит смешение с прежним «сибирско-скифским» населением тагарской культуры. Этнические процессы в таштыкский период (I в до н.э. - V в н.э.) привели к сложению древнекыргызского этноса. Современные хакасы унаследовали в значительной степени антропологические черты тагарцев и таштыкцев. Это отмечали авторитетные отечественные антропологи Г.Ф. Дебец и В.П. Алексеев. Интерес представляет точка зрения на происхождение европеоидных особенностей у хакасов одного из основоположников советской антропологии А.И. Ярхо. Он указывал на то, что хакасы, по всей видимости, принадлежат к особой, недифференцированной, «чистой» расе.

В средние века этногенез хакасов шел в два этапа. Первоначальный «кыргызский этап» (VI-XIII вв.) связан с периодом существования кыргызского государства (одного из первых на территории современной России). В это время происходит формирование особенностей хакаской культуры, языка и современного антропологического типа. Следующий этап (XIV-XVIII вв.) - время сложения и развития этнополитического объединения, известного по концепции В.Я. Бутанаева как «Хонгорай», ставшего основой для хакасского  народа. Государственное этнополитическое объединение в административном отношении разделялось на четыре княжества (улуса) - Езерское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское. Ядром объединения стала элитарная группа кыргызов, которые сплотили вокруг себя родоплеменные группы. Впоследствии на месте прежних княжеств сложились четыре племенных группы хакасов. Резких конфессиональных, культурных, языковых и других барьеров не было, это благоприятствовало процессу сложения местного населения в единый этнос. На это указывают данные исторического фольклора, русские письменные свидетельства 17 в., отмечавшие, что большинство родоплеменных групп в роду и племени кыргызам, этнографические данные по современным фуюйским кыргызам (проживающим на северо-востоке КНР) и др.

В 1703 году значительная часть населения Хакасско-Минусинского края была принудительно переселена ойратскими властями в Джунгарию. Данная акция способствовала присоединению Хакасии к России и положила начало новому «российскому» этапу этногенеза (XVIII-XIX вв.), который характеризуется процессом консолидации населения прежних кыргызских улусов и их кыштымских (зависимых, вассальных) урочищ.  К этому времени на смену общему национальному понятию «кыргызы» и «кыргызские татары» или «кыргызские люди» приходит этноним «татары» (абаканские, минусинские). Сложение хакасского этноса завершается в начале 19 в.

 

В XIX в. хакасы подразделялись на шесть этнических групп в пределах образованных четырех Степных дум. Названия дум обусловили принятие населением прежних княжеств новых племенных названий от имен наиболее крупных родов. На севере-западе Хакасии, в долине рек Июсов и Чулыма сформировалось племя кызыльцев. Низовье Абакана и вся левобережная долина Среднего Енисея являлись территорией проживания качинцев. На правом берегу Енисея и междуречье Абакана и Енисея проживали койбалы. Южная Хакасия являлась территорией проживания сагайцев (вместе со слившимися с ними бельтырами и бирюсинцами - южными шорцами). Анализ родоплеменного состава демонстрирует нам, что среди хакасов бытует примерно 1360 фамилий, которые ведут генеалогию от имен предков, живших в середине XVIII в. Приблизительно около 800 различных фамилий (более 60% общего числа) связаны своими корнями с населением бывших улусов Кыргызской землицы, из них около 75, или 7% восходят к потомкам бывших князей. 

 

В 1918 г. после смены власти в стране коренное население юга Енисейской губернии на общенациональном съезде принимает решение о принятии в качестве общенационального самоназвания этноним «хакасы». В дальнейшем на протяжении ХХ - нач. ХХI вв. происходила нивелировка локальных особенностей культуры и языка хакасских субэтнических групп, в том числе и под воздействием советской культурной революции и модернизации. Исследователь современных этнических процессов хакасского народа В.П. Кривоногов отмечал, что принадлежность к той или иной субэтнической группе не играет важной роли в жизни современных хакасов, порой представляя лишь память о былом разделении. Следует также отметить  наличие ассимиляционных процессов, приводящих к тому, что значительная часть хакасского населения не знает родной язык, утратила этническое сознание, вступает в межэтнические браки. 

На сегодняшний день хакасское население компактно проживает на значительной части Аскизского района, а также в отдельных населенных пунктах Республики Хакасия.