Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Палеолит


Древнейшая Хакасия


Когда земля создавалась, 
Тогда же и звезды рождались, говорят, 
На (всем) белом свете
Народ начинал жить. 
[Алтын-Арыг, пер. В.Е. Майногашева]

Приглушенным голосом под звуки чатхана начинал хакасский хайджи древнее сказание о жизни и подвигах былинных богатырей. Загадочные переливы мелодии, завораживающий слог сказителя и низкий звук хая - горлового пения, исходящий как будто из-под земли, переносили слушателя в те далекие времена, когда рождался мир и появлялись первые люди на этой земле. На протяжении столетий седой хайджи повествовал своим детям и внукам о зарождении жизни. Но не знал знаток старины, насколько глубоко в древность уходят те времена, когда на самом деле появился здесь первый человек, и, конечно же, не знал, что в глубинах его родной земли лежат остатки проживания тех первых людей.

 

В современный век научных достижений роль знатока древности у сказителя перенял ученый-археолог, который, изучая эти остатки, более точно определил, когда в хакасских степях появились люди. Выяснилось, что первый человек, который поселился здесь, отличался внешне от современных людей, так как являлся неандертальцем. Стоянка такого человека была обнаружена в гроте Двуглазка, расположенном у речки Толчея Боградского района. З. А. Абрамова, обнаружившая и изучившая этот памятник, установила, что человек впервые обжил этот просторный грот с двумя отверстиями (почему и назван Двуглазка) 40-45 тыс. лет назад. По археологической классификации эта стоянка относится к концу среднего палеолита - древнекаменного века. В это время для изготовления каменных орудий неандерталец находил в округе подходящий камень из базальта, реже из кремния и кварцита, и скалывал с него в соответствии с определенной технологией отщепы. Такой камень, с которого скалывались отщепы, археологи называют нуклеусом. Большая часть отщепов попросту выбрасывалась, так как они скалывались для подготовки формы и площадки, необходимой для скола основного отщепа, который и становился орудием. Таким образом изготовляли остроконечники, скребла, различные зубчатые орудия. С помощью такого примитивного инструментария неандертальцы успешно охотились и разделывали туши носорогов, зубров, северных оленей, лошадей и многих других животных фауны каргинского межледникового периода.     

Человек современного облика - кроманьонец появился в Хакасии примерно 30-35 тыс. лет назад. Самая ранняя стоянка такого человека была обнаружена в окрестностях села Малая Сыя на берегу Белого Июса в Ширинском районе. Здесь В. Е. Ларичев, автор раскопок, обнаружил крупный поселок, как он сам выражается: «по палеолитическим масштабам - это подлинный город». Появление в предгорьях Кузнецкого Алатау столь крупного поселения связано с прохождением здесь миграционных путей диких животных, что позволяло охотиться без существенных передвижений в поисках добычи.

Для долговременного проживания люди сооружали землянки, для этого выкапывали округлый котлован площадью около 50 кв.м. В самом котловане по краям оставлялся уступ шириной 1,5 - 2 м, который являлся основной жилой площадкой, здесь люди разжигали огонь в ямках, готовили на нем пищу, изготовляли каменные и костяные орудия, отдыхали после изнурительной охоты. Крыша землянки имела куполообразную форму, в ней оставлялось отверстие, через которое выходил наружу дым от кострищ, и, в тоже время, это отверстие являлось и входом для жильцов.

 

Кроманьонец, по сравнению со своими предшественниками, обладал более совершенной технологией расщепления камня. Большая часть орудий, найденных на поселении Малая Сыя, была изготовлена на основе крупных и мелких пластинчатых отщепов, которые с помощью небольших сколов доводились до нужной формы и остроты. При этом доработка орудия совершалась не только ударами, но и с помощью сильного надавливания роговым стержнем-отжимником. Таким способом изготовлялись скребки, скребла, ножи и резцы. Кроме этого, из удлиненных речных галек изготовляли грубые рубящие орудия. На охоте использовали наконечники копий и дротиков, сделанные в основном из рогов северного и благородного оленя. С помощью таких орудий люди, жившие по берегу Белого Июса, добывали: северного оленя, барана-аргали, сибирского горного козел, бизона, кулана, благородного оленя, лошадь, носорога и мамонта.

С появлением «человека разумного» в Хакасии, обитавшего на Малой Сые, связано начало развития в этих краях изобразительного искусства. Конечно же, сами художественные произведения не сохранились, но на поселении были обнаружены куски гематитовых и малахитовых руд, которые шли на приготовление красок. Вероятно, во время ритуальных церемоний такими красками раскрашивались лицо и тело, украшались одежда и деревянные изделия. Может быть, именно при совершении такого ритуала звучал свисток, сделанный из гематита, который тоже был обнаружен на поселении.

Летели столетия, ледяной щит сковал горные массивы, окаймляющие Хакасско-Минусинской котловину, степи стали больше походить на тундру - наступило последнее в плейстоцене сартанское оледенение. Но природе уже было не остановить расселение людей на просторах Хакасии. Их становилось все больше, о чем свидетельствует большое количество стоянок, относящихся к этому времени (18 - 10 тыс. лет назад). Таковых в настоящее время известно более ста.

Как и везде, древние обитатели берегов Енисея в это время усовершенствовали технику обработки камня. Увеличился набор каменных орудий. Появились резцы, скребки и скребла разных конфигураций, остроконечники и проколки, долотовидные и тесловидные орудия.

 

На территории Хакасско-Минусинской котловины в эту эпоху проживало параллельно две общности, имевшие разную традицию изготовления каменных орудий. К концу палеолита стали отщеплять от небольших нуклеусов маленькие призматические в сечении пластины, и вставлять их в желобки, вырезанные в костяном наконечнике копья. Наконечник приобретал острые, как бритва, края. Усовершенствованные каменные орудия позволили человеку изготовлять из кости более мелкие предметы - шилья, иголки. Усложнилась духовная жизнь людей, которая в те далекие времена неразрывно была связана с религиозными представлениями. В качестве ритуальных амулетов и оберегов люди стали носить каменные и роговые бусы, подвески из зубов оленя и аргали. А статуэтка человека из обожженной красно-коричневой глины, найденная на стоянке Майна, вероятно, связана с магическими культами. Эта уникальная находка - одно из древнейших керамических изделий в Северной Азии и первое произведением изобразительного искусства в Хакасии.