Каталог Археологии "Кинжалы эпохи раннего железа"

Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова представляет 3D-каталог кинжалов эпохи раннего железа (VII – I вв. до н.э.).

В каталог внесены 42 предмета из коллекций фонда «Археология», среди них: коллекции из раскопок Э.А. Севастьяновой, А.И. Готлиба, коллекция переданная из фондов Минусинского музея в 1950 г., коллекция случайных находок и сборов разных лет. Каталог состоит из категорий: бронзовые полноразмерные кинжалы – бронзовые миниатюрные (вативные) кинжалы – биметаллические кинжалы – железные кинжалы.

Текст, подбор предметов, описание: кандидат исторических наук Е.Н. Данькин Фотография: Е.В. Золотухин

Компьютерная вёрстка, дизайн, программирование: К.А. Чебодаев, А.Н. Строилов

За поддержку проекта выражаем особую благодарность А.Н. Строилову.

Проект выполнен в рамках Долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие информационного общества в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы) по подпрограмме «Информатизация отрасли Культура», выполнение работ по разработке программного продукта «Электронный каталог по фондам археологии Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова».



*Изображение использованное на обложку
ХНКМ НВФ – 740/14
Эстампажная копия петроглифов тагарской культуры.
г.Куня Усть-Абаканский район, Республика Хакасия.
Выполнена В.Ф. Капелько, в технике эстампажного копирования.

Кинжалы эпохи раннего железа

В середине I-го тысячелетия до н. э. на огромных территориях от самых глубин Азии до Северного Причерноморья формируются разнообразные и, вместе с тем, сходные во многих проявлениях культуры. Ареал их распространения получил название скифский мир – по имени кочевников, ставших знаменитыми благодаря историческим трудам Геродота.Общность этих культур, основанная на близости хозяйственного уклада и родстве идеологий, проявляется в сходстве трех элементов: это предметы вооружения, конская упряжь и, наконец, «звериный стиль» в искусстве. Появляется и находит повсеместное применение новый материал –железо, начинается ранний железный век.

Ранний железный век в Южной Сибири ознаменовался сложением в VIII-VII в. до н. э. культур, входивших в круг скифо-сибирской культурно-исторической общности. Благодаря благоприятным природно-климатическим условиям Хакасско-Минусинской котловины, с глубокой древности, сменяя друг друга, здесь проживали различные народы, создававшие уникальные и высокоразвитые культуры. В настоящее время практически везде на степных просторах Хакасии можно встретить следы былых культур. Древние курганы и могильники в совокупности с природным окружением создают целостные природно-культурные ландшафты, являющиеся неотъемлемым атрибутом Хакасии. Большинство видимых в хакасских степях курганов относится к тагарской культуре.

Раскопки отдельных тагарских курганов были произведены в XVIII, XIX и начале XX вв. В 1920-е гг. С.А. Теплоухов раскопал ряд курганов, обобщил имеющийся к тому времени материал и дал название культуре (минусинская курганная культура). В 1940-е гг.С.В. Киселев реконструируя на базе археологических источников историю населения Хакасско-Минусинской котловины, взамен расплывчатого названия «курганная культура», предложил для неё новое название – тагарская культура по названию острова Тагарский на Енисее, и оно окончательно утвердилось в археологии.

Долгое время предполагали, что тагарское общество находилось на последней стадии разложения родового строя. Однако в последнее время стали считать, что это было раннегосударственное образование или вождество с яркими чертами родовых связей, аналогичное тем, какие существовали в других регионах скифо-сибирского мира (Скифии, Средней Азии, Горном Алтае). Л.Р. Кызласов считает, что у тагарцев в IV-IIIв. до н.э. складывается первое южносибирское государство, которое зафиксировано в древнекитайских исторических сочинениях как «Динлин-го» – «государство Динлин». Согласно китайским источникам, государство динлин могло выставить 60 тысяч отборных солдат. В ближнем бою тагарцы использовали бронзовые и, реже, железные боевые топоры и кинжалы. В целом можно отметить, что тагарское общество успешно развивалось в направлении усложнения социальной структуры. Выделяются группы рядовых общинников, воинов, родоплеменной элиты различных рангов.

Тагарцы более чем другие племена скифской эпохи сохранили свою самобытность. Этому способствовала природная изолированность Минусинской котловины от остального мира: с трёх сторон она окружена горами, а с севера – тайгой. Естественные преграды препятствовали массовому проникновению других племён на территорию котловины, но не мешали тагарцам вести торговлю с соседями, на что указывают находки железных кинжалов с волютовыми навершиями рукоятей либо с головками грифонов, снабженных гребнями, нехарактерными для тагарской культуры украшениями перекрестий в виде головок бородатых быков. Новый расцвет в это время переживает искусство художественной обработки металла. Развивается местный, своеобразный вариант господствовавшего тогда во всех евразийских степях скифо-сибирского звериного стиля. Самые разные виды изделий:навершия, штандарты, чеканы, кинжалы, зеркала, бляхи, пряжки – украшаются бронзовыми фигурками животных. Среди этих животных: горный козел, кабан, олень, кошачий хищник, лось, баран, волки и др. В целом звериный стиль выделяется своей простотой, лаконичностью, образностью и отсутствием нарочитой декоративности, вычурности. Тем не менее, тагарское оружие, отличное по некоторым деталям от оружия других номадов, в основном, сходно с оружием не только соседних племен Тувы и Алтая, но и далеких скифских народов Восточной Европы. Это, в первую очередь, кинжалы, стрелы и чеканы, что ярко иллюстрирует скифский железный кинжал-акинак из причерноморских степей, представленный в настоящем каталоге.

Среди находок, относящихся к тагарской культуре, обнаруженных как в могилах, так и особенно многочисленных случайных, решительно преобладают различные предметы из бронзы. Причина длительного преобладания бронзы над железом заключалась в том, что исходные для получения этого сплава металлы имелись на месте в достаточном количестве, а по своему высокому качеству бронзовые изделия долго не уступали железным.

Именно кинжалы, изготовленные из бронзы, являются самыми многочисленными находками, они составляют основу музейной коллекции кинжалов эпохи раннего железа. В погребениях мужчин часто можно обнаружить на уровне живота и бедер бронзовые кинжал, чекан, боевой топорик и несколько наконечников стрел – остатки лука со стрелами. Нередко одному погребенному кладут в могилу два и даже три вида разного оружия.

С середины I тыс. до н.э. стали изготавливать биметаллические кинжалы (клинок делался из железа, а рукоять из бронзы и наоборот). Однако биметаллические кинжалы довольно редкая находка они не встречаются в погребениях, а в коллекции Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова представлены двумя случайными находками.

В настоящее время большинство археологов, изучающих ранний железный век на территории Хакасии, пришли к заключению, что собственно тагарская культура завершает свое существование примерно на рубеже III-II вв. до н. э. Именно с этого времени в степных и лесостепных районах Хакасско-Минусинской котловины наряду с коллективными захоронениями в склепах под большими земляными насыпями – курганами, которые являются продолжением позднетагарских культурных традиций, появляется новый тип погребальных памятников – захоронения в грунтовых могилах. Былая целостность монолитной тагарской культуры нарушается. Обобщив все известные к 1960 гг. материалы по данной тематике, М.П. Грязнов выделил тесинский этап тагарской культуры в Хакасско-Минусинской котловине и датировал его II-I вв. до н.э.

В тесинских склепах, как отмечает Д.Г. Савинов, абсолютно преобладают вотивные бронзовые изделия, воспроизводящие формы предметов тагарской культуры. Особый интерес представляют кинжалы уменьшенных размеров, перекрестие у них прямое или бабочковидное, навершие рукояти плоское или близкое к овалу. Общая длина кинжалов – от 10 до 17 см. В работах Д.Г. Савинова, Н.Ю. Кузьмина подчеркнута генетическая связь курганов-склепов с предшествующими сарагашенскими. Авторы отмечали, что многие элементы погребальной обрядности, характерные для тесинских склепов, появились еще на сарагашенском этапе тагарской культуры.

Вопросы хронологии тесинских памятников являются предметом острой дискуссии. При определении хронологии исследователи опираются на предметы, характерные для хуннской и ханьской культур. М.П. Грязнов датировал тесинский этап II-I вв. до н. э., М.П. Пшеницина –II в. до н. э. – нач. I в. н. э.

Этническая ситуация на Енисее в тесинское время имела свои особенности. Хуннское завоевание и приток иноэтничного населения существенно усложнили этническую картину, о чем свидетельствует разнообразие погребальных сооружений и обрядов, приток монголоидного населения и культурных инноваций из Центральной Азии.

Одной из важнейших культурных инноваций стало широкое распространение железа у населения Хакасско-Минусинской котловины. Вероятно, часть кинжалов, представленных в каталоге, была изготовлена в тесинское время, кинжалы, сохраняя общую форму и детали, во многом повторяют бронзовые аналоги предшествующей тагарской эпохи.

Таким образом, представленная коллекция кинжалов эпохи раннего железа из фондов Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова ярко характеризует развитие культуры, искусства и технологий населения Хакасско-Минусинской котловины, а также её торговых и культурных с связей народами Великой Степи. Представленные предметы являются важнейшим первоисточником по изучению идеологических сдвигов, происходивших в степных обществах и выразившихся, по словам М.П. Грязнова, в создании в изобразительном искусстве неповторимого художественного скифо-сибирского звериного стиля, а в устном народном творчестве – героического эпоса.

Table of Contents